История компании
«Татавтодор» – старейшая дорожная компания Республики Татарстан, основанная в апреле 1929 года. Именно «Татавтодор» в 60-70-е годы XX столетия создал опорную сеть автомобильных дорог, обеспечившую устойчивую транспортную связь между всеми городами и районами республики. Вплоть до 1996 года помимо хозяйственных и дорожно-строительных функций осуществлял государственное управление дорожной отраслью республики.
В 2008 году началась новая веха в богатой истории компании. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ № 763 от от 29 декабря 2007 года состоялось объединение ПРСО «Татавтодор» и ОАО «Дорожный сервис РТ». Вследствие реорганизации появилась новая структура – АО «Татавтодор», – явившаяся продолжательницей славных традиций и в то же время нацеленная на использование инновационных веяний в дорожном строительстве, поставившая своей целью максимальное приближение к европейским стандартам качества и долговечности автомобильных дорог.
В настоящее время АО «Татавтодор» является самой крупной дорожной компанией в республике и по производственным мощностям, и по объемам выполняемых работ, и по численности работающих, имеет самую разветвленную сеть районных дорожных подразделений.
АО «Татавтодор» занимается строительством, ремонтом и эксплуатацией крупнейших автомагистралей Татарстана, активно участвует в выполнении Президентской программы строительства новых дорог в сельской местности.
Следуя выбранной стратегии инновационного развития, в 2009 году АО «Татавтодор» ввело в эксплуатацию сразу шесть высокопроизводительных асфальтосмесительных установок, расположенных в разных районах республики, с целью обеспечить бесперебойное снабжение предстоящего масштабного дорожного строительства в республике асфальтом высочайшего качества.
С момента своего основания и до 1996 года АО «Татавтодор» выполняло функции государственного управления дорожным хозяйством республики и одновременно осуществляло огромный объем работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Необходимо отметить, что именно «Татавтодором» была создана опорная сеть автомобильных дорог, которая дает возможность добраться из столицы Татарстана во все города, районные центры и многие сельские населенные пункты по дорогам с асфальтобетонным покрытием.
История строительства дорог в Татарстане
- до 1940 года
По мере заселения народами территории Среднего Поволжья, с развитием сельского хозяйства и ремесленного производства появились экономические связи между поселениями. Таким образом, постепенно образовалась сеть дорог с большей или меньшей интенсивностью движения гужевого транспорта. В конце 19-го века все гужевые дороги находились в ведении Земской управы губернии. В зависимости от ширины полосы отвода земли дороги делились на разряды:
- губернские почтовые тракты (ширина полосы отвода земли – 20 м);
- торговые уездные тракты (ширина полосы отвода земли – 10-20 м);
- проселочные дороги (ширина полосы отвода земли – 4 м);
- скотопрогонные дороги (ширина полосы отвода земли – 100-200 м).
Появились дороги с каменным покрытием, ширина проезжей части которых составляла 4-5 метров, ширина земляного полотна – 5-10 м. Однако протяженность трактов с покрытием продолжала оставаться незначительной. Грунтовые дороги размывались дождями и в межсезонье не отличались надежностью. По завершении Первой мировой и Гражданской войн рабоче-крестьянская власть взяла курс на масштабную индустриализацию экономики страны, для чего как воздух нужны были новые дороги.
В 20-е годы на территории Татарской АССР имелись каменные, брусчатые дороги, ведущие из Москвы через Казань в Оренбург, Пермь, Уфу, Ульяновск. С появлением автотранспорта встал вопрос о необходимости более современных асфальтированных дорог и прочных мостов.
28 ноября 1928 года Совнарком ЦИК издает историческое постановление «О дорожном хозяйстве и автомобильном деле СССР», в соответствии с которым создается Центральное управление шоссейных, грунтовых дорог и автомобильного транспорта – «Цудортранс», а в республике – «Татдортранс». Положение о «Татдортрансе» утвердил Совнарком Татарии 5 апреля 1929 года (именно с этой даты и началась славная история «Татавтодора»). Первым руководителем новой структуры был назначен Исхак Мустафович Казаков, которому пришлось практически с нуля создавать дорожно-строительную отрасль.
Для организации строительства, ремонта и содержания дорог было открыто 12 дорожно-эксплуатационных участков, а в 1936 году организованы машинно-дорожные станции МДС-1 в селе Пановка, МДС-2 в Чистополе и два ДСУ в селе Тюлячи и деревне Масловке Алексеевского района. В г. Казани сформировали автоколонну, обслуживавшую МДС, и дорожно-строительные участки. В период с 1933 по 1939 годы в ТАССР было построено 1992 км дорог с каменным и гравийным покрытием.
- 1940-1970 г.г.
В начале 1940 года из 1200 км дорог республиканского значения твердое покрытие имели 767 км, а из 8000 км дорог местного значения 1700 км были грунтовые. В первой половине 40-х годов темпы строительства резко замедлились, но и в сложные годы Великой Отечественной войны велось строительство дорог с белым щебеночным покрытием.
В это трудно поверить, но первые асфальтированные дороги в Татарстане начали строить чуть больше полувека назад, в 1956–1957 годах на трассе Казань–Оренбург, после запуска первого асфальтобетонного завода у села Сокуры Лаишевского района. В год ДСУ-1 асфальтировало до 20 километров дорог. Постепенно участки с асфальтобетонным покрытием появились на дорогах Казань–Арск, Казань–Уфа. Многие райцентры были соединены с Казанью дорогами с твердым покрытием.С 1952 года развернулось строительство дорог в нефтяных районах республики за счет ведомственных ассигнований. До 1959 года там было построено 522 км дорог с асфальтовым и черным гравийным покрытием. В этот период были проложены и реконструированы дороги Альметьевск–Бугульма–Бавлы (90 км), Альметьевск–Азнакаево (56 км), Бугульма–Ромашкино (32 км), Набережные Челны–Заинск–Акташ (96 км), Бугульма–Азнакаево (43 км).
В 1956 году в связи со строительством сахарного завода на станции Нурлат большое хозяйственное значение приобрела дорога Чистополь–Нурлат. Тогда-то там и был создан первый дорожно-эксплуатационный участок. В следующем году было организовано еще 5 ДЭУ для содержания и ремонта республиканских дорог.
С 1956 года на дорогах, обслуживаемых АО «Татавтодор», построено 8 крупных железобетонных мостов и около 30 средних. В том числе возведено два моста через р. Свиягу, два моста через р. Черемшан, два моста через р. Мешу, два моста через р. Казанку, мосты через реки: Сульча, Ошма, Шентала, Толкишка, Кереметь, Шешма, Челна, Норма, Карла и др. Около 1500 ветхих малых деревянных мостов и водопропускных труб перестроены на железобетонные водопропускные трубы. В результате произведенных работ по строительству и реконструкции изменилось качественное состояние дорог. В период с 1959 по 1965 годы построены дороги с твердым покрытием общей протяженностью 3721 км, в том числе: республиканских и областных – 655 км, местных – 2221 км, ведомственных – 845 км. В январе 1966 года республика имела 10094 км дорог, из них 1555 км (15,4 %) – асфальтобетонных.
- 1970-1980 г.г.
Новый импульс в развитии дорог республика получила в 70-е годы 20-го века. В 1970 году протяженность дорог составляла 10848 км, из них асфальтобетонных – 2061 км (19%). Главная задача заключалась в создании производственных баз дорожных подразделений АО «Татавтодор» и оснащении их новыми асфальтобетонными заводами и дорожно-строительной техникой.
Для строительства, ремонта и содержания дорог в Татарстане к концу 70-х – началу 80-х годов «Татавтодором» была создана мощная материально-техническая база. Построено 69 асфальтобетонных заводов, 9 окислительных установок по производству битума, 5 установок по производству минерального порошка, приобретено 2300 единиц дорожно-строительной техники. В эти годы было возведено более 700 капитальных мостов протяженностью 32 км, в том числе мосты через такие крупные реки как Волга, Вятка, Свияга. Общая протяженность дорог с твердым покрытием возросла до 4400 км, из них асфальтированных – более 3000 км.
Появились жизненно важные для республики магистрали Казань–Набережные Челны, Елабуга–Ижевск, «Северный обход г. Казани» и другие. Были расширены дороги Набережные Челны–Заинск–Альметьевск, Набережные Челны–Мензелинск–Актаныш.
Строительство мостового перехода через Волгу в районе Займища в 80-е годы прошлого столетия позволило развивать современную дорожную сеть на правобережье Волги, избавить магистрали, связывающие Казань с Н. Новгородом, Ульяновском, Чебоксарами от паромных переправ, что имело и имеет важнейшее значение для жизни и экономики республики.
|